Реинжиниринг: как выявлять слабые места бизнеса и выстраивать его по-новому

Реинжиниринг: как выявлять слабые места бизнеса и выстраивать его по-новому

Какие самые распространенные проблемы мешают компаниям развиваться? Чем рискуют руководители, проводя реинжиниринг деловых процессов без профессиональных умений и системного подхода? Что нужно делать, чтобы получить эффект от трансформации бизнеса? Отвечаем на эти вопросы и предлагаем комплексное решение для управленцев.
173

На фоне стремительного развития современных технологий крупным компаниям важно быть гибкими, конкурентоспособными, клиентоориентированными. Но достичь этого крайне трудно, пока остаются нерешенными внутренние проблемы. Среди них:

  • Сложности с постановкой и выполнением задач, постоянный аврал, непонимание приоритетов.

  • Хаотичное, бессистемное взаимодействие подразделений.

  • Беспорядок в планах и отчетах, недостаточная автоматизация процессов, слабая аналитика, медленная работа.

  • Неравномерное распределение нагрузки в команде, низкий коэффициент продуктивности.

  • Зависимость от единичных специалистов, проблема взаимозаменяемости сотрудников.

Все это приводит к тому, что предприятия теряют время, ресурсы, кадры, прибыль и останавливаются в развитии.

Риски непрофессионального подхода

Необходимые компетенции 

Теория и практика реинжиниринга

Риски непрофессионального подхода

Владельцы компаний признают необходимость реинжиниринга, то есть организационно-структурной трансформации бизнеса, ищут способы, как его сделать, но зачастую выбирают тернистый путь.

Можно провести реинжиниринг самостоятельно, прочитав определенную литературу и послушав советы коллег: освоить новую технологию, обучить сотрудников, изменить метод работы. Но есть серьезные риски, а именно:

  • Нововведения не будут восприняты коллективом, а значит, не пройдут.

  • Велика вероятность выбрать ложное направление для реинжиниринга и тем самым только ухудшить ситуацию.

  • Измененный процесс поглотит все ресурсы, а результата не принесет.

  • Переделывая одно, можно остановиться на полпути, поскольку потребует внимания что-то другое.

  • Нехватка опыта для выявления только дефектных процессов подтолкнет к ошибочному решению — трансформации всего бизнеса сразу.

Необходимые компетенции 

Чтобы обойти подводные камни, сэкономить средства и получить качественный результат от перестройки деятельности предприятия, нужен системный подход.

Во-первых, руководитель должен быть осведомлен о возможных ошибках (мы перечислили далеко не все) и способах их избежать. Во-вторых, надо уметь просчитывать и находить недостатки в текущих процессах. Для этого применяются логический анализ, статистический анализ, различные инструменты диагностики, в том числе с элементами искусственного интеллекта.

Например, логический анализ эксперты предлагают начинать с построения модели IDEF3, отражающей связи между всеми функциями предприятия. Она помогает визуализировать временную последовательность процессов, заметить тонкие переходы от одного действия к другому (возможно, именно здесь кроется некий фактор, тормозящий систему) и уже на основе собранных данных сделать вывод.

Кроме того, руководителю важно правильно ответить на вопрос, что именно в компании стоит подвергнуть изменениям в первую очередь, а значит, необходимо опираться на определенные критерии. Как создавать новые процессы — тоже обширная тема, поскольку существует несколько техник. При выборе подходящей следует учитывать потребности бизнеса и целевой аудитории.

Тщательной проработки требует алгоритм реинжиниринга. Например, в общем виде он может быть таким:

  • Анализ сильных и слабых сторон предприятия, оценка рынков по интересующим направлениям.

  • Выбор альтернативы позиционирования (допустим, торговая компания становится торгово-производственной).

  • Постановка целей и создание стратегий для их достижения (например, программа открытия региональных представительств).

  • Разработка организационно-структурных мероприятий (перестройка подразделений, схем взаимодействия, систем планирования и контроля, автоматизация, цифровизация бизнес-процессов и т.д.). 

  • Формирование бюджета, коррекция и реализация плана.

Важнейшая часть реинжиниринга — работа с персоналом. Коллектив неохотно принимает изменения, поэтому руководству нужно уметь преодолевать это сопротивление, создавать правильную мотивацию, в том числе и воспитывать новые кадры под имеющиеся у компании технологии. Так, например, известная госкорпорация «Ростех» обучает своих потенциальных сотрудников буквально со школьной скамьи.

Получите чек-лист для самодиагностики управленческих компетенций c рекомендациями по их развитию

Теория и практика реинжиниринга

Системный подход к переосмыслению и перепроектированию деятельности предприятия подробно обсуждается на курсе «Трансформация бизнес-процессов» Русской Школы Управления.

На курсе владельцы и директора компаний учатся:

  • Определять слабые стороны бизнеса, работать над ошибками, избегать рисков и потерь.

  • Автоматизировать процессы и выстраивать их по новой, эффективной и прозрачной схеме.

  • Упрощать и ускорять работу предприятия с помощью современных цифровых технологий.

  • Грамотно использовать кадровый резерв (наполнять нужными знаниями, навыками), применять инструменты для работы с сопротивлением персонала. 

Как результат — руководителям становится легче управлять предприятием и принимать решения. Появляется возможность повысить производительность команды, уменьшить затраты за счет оптимизации процессов и сосредоточиться на стратегических целях.

Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!