
На фоне стремительного развития современных технологий крупным компаниям важно быть гибкими, конкурентоспособными, клиентоориентированными. Но достичь этого крайне трудно, пока остаются нерешенными внутренние проблемы. Среди них:
-
Сложности с постановкой и выполнением задач, постоянный аврал, непонимание приоритетов.
-
Хаотичное, бессистемное взаимодействие подразделений.
-
Беспорядок в планах и отчетах, недостаточная автоматизация процессов, слабая аналитика, медленная работа.
-
Неравномерное распределение нагрузки в команде, низкий коэффициент продуктивности.
-
Зависимость от единичных специалистов, проблема взаимозаменяемости сотрудников.
Все это приводит к тому, что предприятия теряют время, ресурсы, кадры, прибыль и останавливаются в развитии.
— Риски непрофессионального подхода
— Теория и практика реинжиниринга
Риски непрофессионального подхода
Владельцы компаний признают необходимость реинжиниринга, то есть организационно-структурной трансформации бизнеса, ищут способы, как его сделать, но зачастую выбирают тернистый путь.
Можно провести реинжиниринг самостоятельно, прочитав определенную литературу и послушав советы коллег: освоить новую технологию, обучить сотрудников, изменить метод работы. Но есть серьезные риски, а именно:
-
Нововведения не будут восприняты коллективом, а значит, не пройдут.
-
Велика вероятность выбрать ложное направление для реинжиниринга и тем самым только ухудшить ситуацию.
-
Измененный процесс поглотит все ресурсы, а результата не принесет.
-
Переделывая одно, можно остановиться на полпути, поскольку потребует внимания что-то другое.
-
Нехватка опыта для выявления только дефектных процессов подтолкнет к ошибочному решению — трансформации всего бизнеса сразу.
Необходимые компетенции
Чтобы обойти подводные камни, сэкономить средства и получить качественный результат от перестройки деятельности предприятия, нужен системный подход.
Во-первых, руководитель должен быть осведомлен о возможных ошибках (мы перечислили далеко не все) и способах их избежать. Во-вторых, надо уметь просчитывать и находить недостатки в текущих процессах. Для этого применяются логический анализ, статистический анализ, различные инструменты диагностики, в том числе с элементами искусственного интеллекта.
Например, логический анализ эксперты предлагают начинать с построения модели IDEF3, отражающей связи между всеми функциями предприятия. Она помогает визуализировать временную последовательность процессов, заметить тонкие переходы от одного действия к другому (возможно, именно здесь кроется некий фактор, тормозящий систему) и уже на основе собранных данных сделать вывод.
Кроме того, руководителю важно правильно ответить на вопрос, что именно в компании стоит подвергнуть изменениям в первую очередь, а значит, необходимо опираться на определенные критерии. Как создавать новые процессы — тоже обширная тема, поскольку существует несколько техник. При выборе подходящей следует учитывать потребности бизнеса и целевой аудитории.
Тщательной проработки требует алгоритм реинжиниринга. Например, в общем виде он может быть таким:
-
Анализ сильных и слабых сторон предприятия, оценка рынков по интересующим направлениям.
-
Выбор альтернативы позиционирования (допустим, торговая компания становится торгово-производственной).
-
Постановка целей и создание стратегий для их достижения (например, программа открытия региональных представительств).
-
Разработка организационно-структурных мероприятий (перестройка подразделений, схем взаимодействия, систем планирования и контроля, автоматизация, цифровизация бизнес-процессов и т.д.).
-
Формирование бюджета, коррекция и реализация плана.
Важнейшая часть реинжиниринга — работа с персоналом. Коллектив неохотно принимает изменения, поэтому руководству нужно уметь преодолевать это сопротивление, создавать правильную мотивацию, в том числе и воспитывать новые кадры под имеющиеся у компании технологии. Так, например, известная госкорпорация «Ростех» обучает своих потенциальных сотрудников буквально со школьной скамьи.
Теория и практика реинжиниринга
Системный подход к переосмыслению и перепроектированию деятельности предприятия подробно обсуждается на курсе «Трансформация бизнес-процессов» Русской Школы Управления.
На курсе владельцы и директора компаний учатся:
-
Определять слабые стороны бизнеса, работать над ошибками, избегать рисков и потерь.
-
Автоматизировать процессы и выстраивать их по новой, эффективной и прозрачной схеме.
-
Упрощать и ускорять работу предприятия с помощью современных цифровых технологий.
-
Грамотно использовать кадровый резерв (наполнять нужными знаниями, навыками), применять инструменты для работы с сопротивлением персонала.
Как результат — руководителям становится легче управлять предприятием и принимать решения. Появляется возможность повысить производительность команды, уменьшить затраты за счет оптимизации процессов и сосредоточиться на стратегических целях.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.